AZ

«Бригада Зейнабиюн» возвращается. Плеснуть бы бензина в костерок наш комментарий

Пакистан объявил поддерживаемую Ираном военизированную группировку местных шиитов «Бригада Зейнабиюн» террористической организацией.

Большинство экспертов в области безопасности, как в Пакистане, так и за рубежом откликнулись на эту новость так: «Это мужественный, хотя и трудный для Исламабада шаг». Что особенно примечательно – решение, подкрепленное арестом пакистанскими силами безопасности ряда вербовщиков «Зейнабиюна», состоялось накануне визита в Пакистан иранского президента Ибрагима Раиси.

Накануне визита Раиси начались аресты вербовщиков «Зейнабиюна»

Высокопоставленные пакистанские военные и чиновники единодушны в оценке необходимости такого шага для обеспечения безопасности Пакистана. «В контексте продолжающихся террористических инцидентов в стране Исламабад считает, что потенциальное возвращение этих боевиков может усугубить религиозные гражданские беспорядки в некоторых беспокойных регионах страны», - говорят они.

Иными словами, в условиях, когда Пакистан кипит – только активности имеющих боевой опыт шиитских боевиков, да еще и навербованных из тех слоев, которые враждебны властям – хазарейцы, белуджи, пуштуны-шииты из округа Куррам и балти из Гилгит-Балтистана – Исламабаду в качестве головной боли и не хватает.

Большинству читателей эти экзотические названия ничего не говорят. Но тем, кто хоть немного «в теме» они скажут очень много, потому как это горячие точки Пакистана, контроль над которыми Исламабад удерживает с большим напряжением сил.

«Его [Зейнебиюна] активность в стране может спровоцировать крупный межконфессиональный конфликт, как это было в Пакистане некоторое время назад, поскольку месть ему со стороны суннитских экстремистских группировок может еще больше осложнить обстановку», — говорит Абдулла Хан, известный эксперт по безопасности из Исламабада.

На выгодных предложениях "Зейнабиюн" пошел воевать в Сирию

Ненаписанную историю «Зейнабиюна» нужно, видимо, начать аж с 2001 года, когда шиитские группировки в Пакистане установили плотные рабочие контакты с иранским КСИР, и в первую очередь, конечно же с легендарной спецслужбой «Аль-Кудс». Договоренность между ними была предельно простой и понятной: пакистанские шииты следят за американскими военными, работавшими с территории Пакистана против Афганистана – взамен Тегеран предоставляет им деньги и небольшие партии оружия. Исключительно для самообороны против местных радикальных суннитских группировок, которые, будь их воля, всех шиитов в Пакистане извели под корень.

Сотрудничество развивалось достаточно плодотворно и взаимовыгодно и обе стороны его высоко ценили. Но случилось «Исламское государство». И многие пакистанские шииты выразили готовность с оружием в руках вступить в борьбу с ним. А триггером для официального формирования «Зейнабиюна» стал ракетный обстрел боевиками «ИГ» усыпальницы Зейнаб, сестры имама Хусейна и внучки Мухаммеда, что в центре Дамаска, одной из самых почитаемых у шиитов святынь.

Произошло это в январе 2013 года. А уже в конце февраля в Пакистане появились вербовочные конторы, набиравшие добровольцев в «Зейнабиюн». Требования к волонтерам были не так уж и сложны: от 18 до 35 лет, физическое здоровье, наличие судимости препятствием для заключения контракта не являлось. Оплата – 1200 долларов США в месяц, что для Пакистана просто шикарно, 15-дневный отпуск после трех месяцев службы, для тех, кто изъявит желание – участок земли в Сирии с возможностью перевезти туда за счет нанимателя свою семью.

Все началось с удара по усыпальнице Зейнаб в Дамаске

Словом, условия для простых пакистанцев из меньшинств, как национальных, так и конфессионального – просто лучше некуда, на вербовочных пунктах стояли очереди, позволявшие офицерам из КСИР отбирать лучших кандидатов. Которые после обучения в тренировочных лагерях – в основном, от трех до шести месяцев - иранскими инструкторами, отправлялись «на борьбу с ИГ», а по факту – на защиту режима Башара Асада.

Особых подвигов на поле боя ни «Зейнабиюн», ни их коллеги из афганского «Фатимиюна» не совершили, но ситуацию в Сирии с их помощью удалось стабилизировать. Да и, к их чести, стоит отметить, что в особых жестокостях они замечены не были. Не то чтобы не совершали – но в целом на фоне того кровавого кошмара, что творился на том этапе гражданской войны в Сирии, они оставались в «середнячках».

Небольшой части их удалось осесть в Сирии. Кто-то – собрался продолжить контракт с КСИР и дальше. Но большинству настало время возвращаться в Пакистан. И вот здесь выяснилось теперь – что возвращаться им некуда, в Исламабаде им не рады. Что в общем-то и правильно. Принять обратно такое количество боевиков с солидным военным опытом, да еще и из числа меньшинств – это попросту «плеснуть бензина в костерок». А это может означать большой пожар для всего, и без того постоянно тлеющего, Пакистана.

Seçilən
159
50
Mənbələr
Şərh ()
Bağla